Электронные билеты на самолет все прочнее входят в нашу действительность. С каждым днем количество выписываемых билетов на специальных бланках уменьшается. Этому способствуют сами перевозчики и агенты, стремящиеся таким образом снизить затраты. Тем более, что электронный билет, согласно «Воздушного кодекса», является полноценным документом и в своих правах ничем не уступает обычному.
Но до сих пор имеют место случаи, когда бухгалтерия предприятия или иной финансовый орган организации требует отчетности только билетами, выписанными на специальных бланках. Запомните, такие требования незаконны.
По этому поводу Министерство Финансов Российской Федерации внесло разъяснения и дало указание в своем письме за № 03-03-07/13501 от 19 апреля 2013 года. В письме Министерства Финансов говорится следующее:
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, в случае осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом с использованием бланков строгой отчетности (маршрут/квитанции электронного пассажирского билета) применение контрольно- кассовой техники не требуется.
Учитывая изложенное, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения прибыли организаций, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту…»
Таким образом, фактом оплаты авиационной перевозки и документом подтверждающим договор о воздушной перевозке является электронный билет или маршрутная квитанция.
В вышеупомянутом письме четко сказано, что для отчетности на предприятиях любой формы собственности потребуются только электронный билет (маршрутная квитанция) и посадочный талон, который выдается при регистрации на рейс. При прохождении на посадку часть посадочного талона отрывается и остается у сотрудников авиакомпании, а оставшуюся часть необходимо сохранять.
В отличие от электронного билета, который можно распечатать любое количество раз, посадочный талон выдается только один раз, и невозможно получить его дубликат.