В случае овербукинга или задержки самолета вы вправе рассчитывать на компенсацию за задержку рейса. Независимо от причины авиакомпания обязана позаботиться о пассажире, который вынужден ожидать свой рейс, и предоставить ему бесплатные услуги.
Компенсации за задержку рейса в России
Список услуг прописан в п. 99 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров и грузов»:
- предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
При задержке рейса следует поставить отметку в билете в администрации аэропорта, подтверждающую факт и продолжительность задержки рейса. Если вам не предоставили питание, гостиницу и вы вынуждены были тратить свои средства, собирайте все чеки, подтверждающие ваши расходы, и составляйте претензию с требованием компенсации расходов.
Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, пассажир имеет право на материальные выплаты. Сумма выплат оговаривается в Воздушном кодексе РФ: «За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы».
Получаем следующее: МРОТ с 2014 года составляет 5554 руб., значит, вам должны выплатить 1388,5 руб. за каждый час ожидания, но не более половины цены билета. На деле отечественные авиакомпании выплачивать деньги пассажирам не спешат. Выплат можно добиваться через суд.
Задержка рейса в Европе — компенсации
Пассажиры международных авиакомпаний кроме питания, напитков и отеля могут рассчитывать еще и на денежные компенсации, согласно постановлению EC № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европы:
- €250 при полете на расстояние 1500 км и менее. Однако если в пункт назначения вас отправят с опозданием до 2 часов, компенсация составит 50% указанной суммы;
- €400 при полете на 1501–3500 км. Если опоздание составит не более трех часов, компенсируют 50% этой суммы;
- €600 в остальных случаях. Если опоздание не более четырех часа, то заплатят 50%.
- При задержке более пяти часов пассажиру выплачивают часть стоимости билета, соответствующей еще не использованному участку маршрута, либо всему маршруту, если его завершение не входит в планы пассажира. По требованию пассажира его могут вернуть в точку отправления.
Если произошла задержка рейса в одном из аэропортов Евросоюза, то независимо от принадлежности авиакомпании, вы получите компенсацию по европейским нормам.
Внимательно читайте договоры перевозки. У большинства авиакомпаний имеется пункт о возможной задержке рейса, так что наличие билета не гарантирует точного исполнения расписания. «Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, в том числе изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности». Это важно учитывать, если вы планируете авиаперелет с пересадкой на другой рейс.