Что ждать от нового закона об отмене бесплатного багажа

Принятие нового закона от 29.07.2017 означает, что обладатели невозвратных билетов, к каковым относится основная часть авиапассажиров, ранее имевшие гарантированное право на бесплатный багаж, отныне такового права лишены

Члены Совета Федерации проголосовавшие за принятие закона понимают, что закон вышел уж очень непопулярным, и обещают не оставлять ситуацию без внимания и довести документ до ума. Ожидается, что 27 сентября на заседании верхней палаты парламента Министерство транспорта представит соответствующий нормативный акт и те меры, которые будут приняты с учетом мнения сенаторов.

Впрочем, как утверждают критики, все, что может еще произойти с этим законом, будет носить только косметический характер и никаких серьезных изменений не будет.

Суть закона — в отмене бесплатности провоза багажа и широкого набора личных вещей авиапассажиров.
Возить багаж бесплатно с новым законом вряд ли удастся. Право принимать решение о взимании платы за багаж отдано авиакомпаниям, и несложно понять, как они им распорядятся.

Багаж в самолет

Кому выгоден новый закон?

Принятый законопроект подготовлен Минтрансом во исполнение мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях, утвержденных Дмитрием Медведевым еще в январе 2013 года.

Закон довольно странен, так как правительство уже несколько лет тратит миллиарды рублей на дотирование авиарейсов по десяткам маршрутов (в основном на Дальний Восток и в Крым).

На деле же получается, что правительство, с одной стороны, дотируя пассажирские авиаперевозки, чтобы они были по карману пассажирам, с другой разрешает авиакомпаниям  поднимать цену авиаперевозок, принуждая пассажиров доплачивать за ранее бесплатные услуги.

Согласитесь, очень странная ситуация, которая идет в разрез с теми небольшими усилиями привлечь население на Дальний Восток, либо вообще с экономической и социальной политикой государства.
Однако глава Минтранса Максим Соколов утверждает, что отмена бесплатной нормы провоза багажа в самолетах при невозвратных билетах даст только положительный эффект, результатом которого станет реальное снижение цен на 10-20%.

В заботу Минтранса, лоббирующего этот закон, о путешествующих налегке пассажирах (каковых в России, учитывая ее расстояния, не так много) поверить довольно сложно. Очевидно, что министерству куда ближе интересы его непосредственных подопечных в лице авиакомпаний.

Для тех немногих, кто действительно летает только с зонтиком и дипломатом, во всем мире уже давно придуманы тарифы «Лайт», которые так же есть и у отечественных авиаперевозчиков.

Будет ли положительный эффект?

Есть мнение, что у нового закона может быть и положительный эффект — он может привести к усилению конкуренции на рынке авиаперевозок. Кое-кто считает, что если какая-то авиакомпания объявит на своих рейсах большой размер бесплатной ручной клади, либо высокую норму бесплатного багажа, чем у других, то пассажиры пойдут к этому перевозчику.
Однако для этого необходимо, чтобы на маршруте работало несколько перевозчиков, чтобы маршруты были доступны всем, а на практике следующее: авиакомпании, чиновники всячески сопротивляются и ограничивают появление на отечественных маршрутах других перевозчиков и особенно заграничных. Как мы уже писали, многие зарубежные лоукостеры (и не только) хотели бы получить долю отечественного рынка авиаперевозок, но далее заверений и ничего не обязывающих договоров о сотрудничестве дело не идет.

Вывод

Новый закон предлагают под видом «удешевления билетов», однако на практике никакого удешевления, разумеется, не произойдет. У авиакомпаний «Сибирь» и UTair есть билеты с безбагажными тарифами, пассажиры которых пока еще имеют право на бесплатные 10 кг. ручной клади. И стало быть, весь возможный эффект удешевления билетов этими перевозчиками уже исчерпан. Да и для других перевозчиков крайне сомнительным представляется вариант реального снижения цен. Оттого, что пассажиры, смогут брать в салон меньше ручной клади — расходы перевозчиков никак не изменятся, и никакой базы для удешевления тут нет, это уже доказано практикой многих международных компаний.

Стоит помнить, что несколько лет назад были приняты поправки разрешающие невозвратные авиабилеты, что так же подавалось, как гарантия снижения цен, которых, естественно, так и не произошло.

А вот расходы пассажиров уж точно возрастут. Естественно, это будет зависеть и от политики конкретных авиакомпаний — возможно, что кто-то из них проявит здравый смысл, хотя на это надеяться не очень стоит.