Причины трагедии российского самолета в Египте

Страшная трагедия потрясла всю страну. 224 человека в один миг погибли и в том числе дети, эти маленькие безгрешные человечки, жизнь которых только начиналась. Разве можно представить последние моменты жизни погибших, они вероятно из всех сил прижимали своих детей в надежде защитить их своими телами, ценой своей жизни… Мы все скорбим по погибшим.

Давайте постараемся разобраться в произошедшем.

Справка об авиакомпании «Когалымавиа»

Авиакомпания «Когалымавиа» основана в 1993 году и ранее была известна как «Kolavia», основными сферами деятельности были регулярные и чартерные авиаперевозки по внутренним и международным маршрутам, вертолетные работы для обеспечения потребностей нефтегазодобывающей отрасли.
В 2012 году после серии авиапроишествий с самолетами компании был произведен ребрендинг и перевозчик получил новое название MetroJet.
В настоящее время воздушный флот насчитывает два самолета A320 и семь А321.
Согласно данным ООО «Авиакомпания Когалымавия» принадлежит ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания», в которой, в свою очередь, 44,4% принадлежит Хамиту Багана и по 27,8% Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову.
У авиакомпании было несколько происшествий.
Так, 24 января 2010 г. в аэропорту «Мешхед» (Иран) была произведена грубая посадка Ту-154 КогалымАвиа» с подломом стоек шасси и отрывом хвостового оперения без человеческих жертв.
27 апреля 2010 г. в «Домодедово» аварийно сел самолёт A320 «Когалымавиа», совершавший рейс из Москвы в Хургаду.
1 января 2011 самолет Ту-154Б, выполняя рейс Сургут — Москва, сгорел в аэропорту Сургута. При происшествии погибли три человека, около 40 получили травмы различной степени тяжести.

хвостовая часть самолета погибшего в Египте

Возраст самолета А-321 (Airbus A321) авиакомпании «Когалымавиа», потерпевшего крушение в Египте, — 18,5 лет, авиакомпания эксплуатировала этот самолет с марта 2012 года.

С 1997 года (с момента изготовления) по 2003 год данным самолетом пользовалась национальная авиакомпания Ливанской Республики Middle East Airlines , потом турецкая Onur Air, авиакомпания Саудовской Аравии Saudi Arabian Airlines и сирийская Cham Wings Airlines.

Самолет битый- http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20011116-0

Еще в 2001 при посадке в Каире разбившийся в Египте «Эйрбас» ударился о полосу хвостовой частью.  Это происшествие, по мнению специалистов, могло стать причиной трагедии спустя много лет.

«Какие-то, возможно, элементы получили остаточную деформацию, которая была незамечена при инспекции и при ремонте. Это вполне возможно, поэтому за эти годы, что прошли, 14 лет после инцидента, накопилась какая-то усталость остаточной деформации, и могло это произойти», – говорит  заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов.

И такое уже было и не раз.

В августе 1985 года Boeing 747 Японских авиалиний через 12 минут полета лишился вертикального хвостового стабилизатора. Экипаж продержал фактически неуправляемый авиалайнер в воздухе еще 32 минуты, но большего сделать не смог, и самолет врезался в гору недалеко от Токио. Погибло 520 человек, четверо чудом выжили.

В ходе расследования было установлено, что за семь лет до катастрофы, 2 июня 1978 года, самолет ударился хвостовой частью о взлетную полосу аэропорта Осаки. В результате была повреждена хвостовая переборка, отделяющая пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается примерно постоянное давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета.

При ремонте не были выполнены все технические условия, предусмотренные корпорацией Boeing. Вместо цельной пластины-усилителя с тремя рядами заклепок они поставили два отдельных элемента, один из которых закрепили двойным рядом заклепок, а второй всего лишь одинарным.

Под воздействием нагрузок во время взлетов и посадок металл толщиной почти в сантиметр в местах сверления постепенно разрушался. При наборе высоты в роковом рейсе он разрушился окончательно. Его развалившиеся части перебили трубопроводы гидравлических систем. Из салона вырвался под большим давлением воздух. Было повреждено все хвостовое оперение самолета. Это и привело к катастрофе.

После этой трагедии в Японии провели тотальную проверку самолетов всех авиакомпаний страны. Тогда экстренный осмотр Boeing 747 выявил десятки неполадок и неисправностей.

Трагедия в небе над Египтом очень похожа на авиакатастрофу с «Боингом-747» китайской авиакомпании, в которой погибли 225 человек. За 22 года до крушения «Боинг» при посадке задел хвостом полосу. Самолет отремонтировали и продолжили его эксплуатацию. В 2002 лайнер через 20 минут после вылета успел набрать высоту и сразу же разрушился в воздухе, а после упал в море. Согласно заключению, сначала отвалился хвост лайнера. Причина некачественный ремонт, как следствие механический износ деталей после старого инцидента. Причем пилоты китайского самолета, как и в случае с российским лайнером, на связь с землей не выходили.

«В тот момент, когда происходит разрушение конструкции на большой высоте, экипаж теряет трудоспособность и сообщить о проблемах на борту не может», — говорит руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров.

Агентство «Ассошиэйтед Пресс» со ссылкой на египетского техника из аэропорта пишет, что три месяца назад экипаж того же самолета прервал взлет из-за ошибки системы. В авиакомпании «Когалымавиа» заявляют, что «Эйрбас» обслуживали вовремя, самолет проходил все необходимые технические проверки. После инцидента в Каире в 2001, лайнер ремонтировали на заводе изготовителе во Франции. Сертификат летной годности обновлен лишь в этом году в Ирландии.

Еще одна версия — теракт. В день катастрофы ответственность за падение лайнера взяли на себя боевики террористической группировки ИГИЛ, запрещенной в России. Местность, где все произошло, частично — под контролем исламских радикалов. Версию о том, что лайнер могли сбить из переносного зенитного ракетного комплекса, эксперты опровергли. Самолет летел слишком высоко. Более мощных средств противовоздушной обороны у террористов в том районе нет. А вот взрыв бомбы на борту лайнера специалисты не исключают. Однако на исследованных частях А-321 следов взрывчатых веществ не обнаружено.

Еще одну возможную версию высказал командир экипажа, который часто летал над Синайским полуостровом. По его словам, катастрофа могла произойти из-за опасного сближения с военным самолетом.

«В том районе летает очень много военных самолетов, экипаж начал экстренно уходить от какого-то препятствия, при этом появилась какая-то огромная перегрузка, больше 4 единиц и возможно, какая-то остаточная трещина осталась там после предыдущей катастрофы и хвост начал разрушаться», — говорит бывший командир судна Александр Романов.

По данным с места катастрофы, сразу стало понятно, что у самолета еще в воздухе отвалился хвост — его нашли в восьми километрах от основного места падения.

В Росавиации восстановили примерную картину трагедии А321 на севере Египта. Как рассказали в ведомстве, сначала у самолета отвалилась хвостовая часть. Выяснилось, что находившиеся в хвосте лайнера пассажиры выпали вместе с креслами. Это произошло на высоте девять тысяч метров. После этого лайнер начал бесконтрольно падать и перевернувшись, ударился о землю

Между тем были расшифрованы первые данные с бортовых самописцев А321. Согласно информации черных ящиков, пилот не запрашивал посадку в Каире, о чем сообщали СМИ. Как рассказали египетские специалисты, самолет не подвергался внешнему воздействию.

Таким образом, самая уверенная и обоснованная версия – разрушение самолета, вследствие его технической неисправности. Конечно, специалисты должны подтвердить или опровергнуть данную версию и назвать точные причины произошедшего, а виновные понести наказание.

Статья подготовлена по материалам информагентств.