Готовятся новые правила провоза ручной клади

Минтранс разработал правила, согласно которым авиаперевозчики не смогут устанавливать норму бесплатной ручной клади менее 5 кг. При этом ведомство предлагает сократить список предметов, которые можно брать на борт бесплатно.

Москва, 24 июля 2017 г.

Минтранс опубликовал проект изменений Федеральных авиационных правил, в котором предложил установить минимальную норму багажа, который можно брать в салон самолета (далее «Ручная кладь») в 5 килограмм. Законопроект Минтранса предлагает список предметов, которые не будут входить в ручную кладь и к бесплатному провозу. К этим предметам относятся: дамская сумочка, портфель, детское питание, костюм в портпледе, детская люлька, а также костыли и складная кресло-коляска, которые могут быть размещены на полке над пассажиром или под сидением. Все вышеперечисленные предметы не будут подлежать взвешиванию при учёте веса ручной клади. Так же в данном проекте предложено исключить из списка следующие вещи, которые можно бесплатно брать с собой на борт, помимо нормы ручной клади — это верхняя одежда, мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, видеокамеры, папки для бумаг, букеты и зонты.

Только Ручная кладь для невозвратных билетов

Уменьшение веса, исключение электроники, верхней одежды и некоторых других предметов из списка, которые не подлежат учету при определении ручной клади стало крайне не популярным и спорным предложением, и вызвало  большой общественный резонанс. Проект Минтранса раскритиковала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, назвав данный законопроект коллективной безответственностью и чушью.

Москва, 14 августа 2017 г.

Минтранс РФ разработает новую версию проекта изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП) в части нормативов по ручной клади для безбагажных тарифов, сообщила директор департамента государственной политики в области гражданской авиации министерства транспорта РФ Светлана Петрова.

Ручная кладь

В Минтрансе предлагают закрепить в законе право пассажира без дополнительной платы проносить на борт ручную кладь. Предполагается, что вес и габариты вещей, провозимых в ручной клади, каждая авиакомпания будет устанавливать самостоятельно

В Минтрансе норму в 5 килограмм, фигурировавшую в прежней версии законопроекта, считают неверной. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов заявил, что раз ручной кладью занимается сам пассажир, то авиакомпании не несут никаких расходов по ее обработке и не должны взимать за нее плату или излишне ее лимитировать.

Считается, что к концу сентября Минтранс предложит набор предметов ручной клади на борту и разработает соответствующий проект изменений в ФАП.

Также Минтранс обещает внести в список вещей, допустимых к проносу на борт при невозвратных билетах, лекарства. Изменения могут коснуться и габаритов ручной клади в трехмерном измерении.

Также представляется крайне желательным, чтобы Минтранс гарантировал в новой версии ФАП бесплатный провоз пассажирами товаров, купленных в аэропортовых магазинах после прохождения контроля безопасности. Сейчас правила отдельных авиакомпаний (авиакомпания Победа взимает плату за товары, купленные в Duty free, как за дополнительный багаж) буквально уничтожают продажи в аэропортовых магазинах, и тем самым подрывают бизнес аэропортов и их торговых точек.

Нормы ручной клади и багажа у российских авиакомпаний

Лидерами авиаперевозок в России являются пять компаний: «Аэрофлот», «Россия», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр». Все компании, кроме «Уральских авиалиний», по любым тарифам разрешают бесплатно провозить одно место ручной клади весом до 10 кг, с ограничением по размерам 55 x 40 x 20 см. Помимо основного места ручной клади, разрешается проносить с собой небольшие сумки, портфели и т. д. «Уральские авиалинии» с ноября 2016 г. ограничили норму ручной клади до 5 кг. И ни одна авиакомпания, кроме «Победы», не требует доплат за провоз пакетов из магазинов «чистой зоны» аэропортов (duty free).

Нормы ручной клади и багажа за рубежом

За рубежом все крупные авиаперевозчики разрешают брать с собой в салон бесплатно ручную кладь. Недавно блогерами были проведены исследования среди различных международных авиакомпаний и выяснилось, что ручную кладь весом в 5 кг разрешено брать только в Air China, у трети авиакомпаний разрешенный вес ручной клади  7-8 кг и плюс сумка с ноутбуком нелимитированная по весу,  у других вес ручной клади первого места колеблется в пределах 10-12 кг. и второе место для цифровой техники не лимитируется по весу, а некоторые американские авиакомпании вообще никак не лимитируют вес ручной клади, лишь бы пассажир мог самостоятельно внести сумку в самолет. Так American Airlines позволяет бесплатно перевозить ручную кладь стандартных размеров без ограничения по весу и плюс небольшой портфель или дамскую сумку. Аналогичные правила действуют у Southwest Airlines и Delta Airlines. Часто приводят в пример лоукостер Wizz Air, но и он недавно отказался от взимания платы за ручную кладь, а британский лоукостер EasyJet пускает в салон с ручной кладью габаритами до 56 x 45 x 25 см без лимита по весу. Ryanair разрешает брать с собой салон одно место ручной клади размером 55 x 40 x 20 см, а также одну небольшую сумку или пакет размерами до 32 x 20 x 20 см, который может помещаться в карман впереди стоящего кресла. Правила авиакомпаний обычно не оговаривают условия провоза товаров, приобретенных в магазинах duty free. Их разрешается брать с собой помимо установленных норм.