Трансаэро на пороге краха

Боинг 747 ТрансаэроСитуация с развалом одной из крупнейших авиакомпаний страны «Трансаэро» приобрела сценарий настоящего триллера результатом которого пострадавшими станут как всегда пассажиры, обычные российские граждане. Что бы так утверждать, давайте посмотрим на последние события. «Аэрофлот» объявил о покупке акций «Трансаэро» вместе с  долгами компании. Спрашивается, зачем это нужно аэрофлоту. Дело в том, что кроме долгов и «Трансаэро» есть очень и очень «жирные» маршруты, заполучить которые давно мечтает аэрофлот. У «Трансаэро» более полутора сотен зарубежных маршрутов и около 30% из них самые прибыльные, которые практически круглогодично приносят приличный доход. Это маршруты из Москвы в Лондон, Анталью, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Бангкок, Пхукет, Пекин, Гонконг, Париж, Берлин, Вену, Рим, Милан, Венецию, Прагу, Ираклион, Тель-Авив, Стамбул.

Но покупки «Аэрофлотом» компании «Трансаэро» не произошло, по официальной версии из-за того, что крупнейшие госбанки – кредиторы (Сбербанк, ВТБ) не дали согласие на отчуждение заложенных у них акций.

Следующим шагом стало вмешательство правительства по передачи операционного управления авиаперевозками «Трансаэро» «Аэрофлоту». Часть проданных билетов были распределены на рейсы «Аэрофлота», а так же «ЮТэйр», S7 и «Уральские авиалинии».

Эти действия решали только часть проблемы, и крупнейший частный перевозчик страны неуклонно катился к банкротству, крупнейшие кредиторы «Трансаэро» (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк) подали заявления о банкротстве компании.

И вот оптимистичным стало 20 октября. Руководство S7 объявило  о подписании соглашения с «Трансаэро» о покупки не менее 51% акций компании вместе с ее долгами (260 млрд. руб.). Конечно, главным бонусом  для S7  стала бы маршрутная сеть компании. Биржевики высоко оценили данную новость и в один момент акции «Трансаэро» взлетели вверх до 180%. Казалось бы, вот вариант выхода из кризиса и к тому же сохранение на рынке крупного частного перевозчика и как следствие демонополизация и наличие конкуренция на рынке авиаперевозок.

Руководство S7 заверило, что разработан план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро». Он заключается в обращении части долга кредиторов в акции и дальнейшее оздоровление при операционной помощи S7. Кредиторам «Трансаэро» было предложено конвертировать ее долг в 49% акций новой объединенной компании, которая будет создана из активов группы S7 (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», обе летают под брендом S7) и «Трансаэро», рассказала РБК совладелец группы S7 Наталия Филева.

По словам Филевой в отличие от остальных кредиторов, согласия на план реструктуризации пока не дали госбанки — Сбербанк (долг — 6 млрд. руб., зарезервирован на 100%) и ВТБ (долг 12.7 млрд. руб., на 90% покрыт госгарантиями). «Госбанки знают, что при необходимости списания они будут докапитализированы за государственный счет, и поэтому не идут на переговоры. На наш взгляд, это антигосударственная позиция. ЦБ должен разобраться в этой ситуации», — сказала Филева.

Ко всему прочему заявление замглавы Минэкономразвития Евгения Елина указывало на очень оптимистичные вариант развития событий: «У авиакомпании “Трансаэро” появился реальный шанс, который заключается в том, что один из лидеров рынка, авиакомпания S7, решила взять на себя финансовую ответственность и перед кредиторами, и перед пассажирами, и перед регионами и субъектами регионов», — заявил Елин.

Но уже на следующий день 21 октября правительство сделало первый шаг в уничтожении компании: Росавиация отозвала лицензию перевозчика у Трансаэро с 26 октября. И тут же Минтранс как по команде делает второй губительный шаг, отдав 56 маршрутов «Трансаэро» «Аэрофлоту».

«Таким образом оказался перечеркнут, видимо, главный расчет авторов схемы — чтобы S7 через сделку смогла получить очень прибыльные дальнемагистральные маршруты, имея в распоряжении суда “Трансаэро”, которые она могла взять в аренду сразу после сделки, — заявил главный редактор портала Avia Ru Network и эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. — Тогда у нее появился бы дополнительный денежный поток, с помощью которого можно было поправить операционные дела “Трансаэро” и отдалить перспективу банкротства».

По сведениям участников рынка, заседание межведомственной комиссии для перераспределения назначений на международные маршруты предполагалось провести еще неделей ранее, однако некоторые авиакомпании тогда не пожелали заниматься мародерством, поскольку лицензия у «Трансаэро» в тот момент еще была. Видимо, чтобы исправить ситуацию, Росавиация и затеяла проверку, по итогам которой и запретила «Трансаэро» совершать полеты без права возврата к ним. Хотя, по версии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, никаких четких претензий к организации работы, техническому обслуживанию и уровню безопасности полетов Росавиация не выявила, а лишь сослалась на возможное ухудшение безопасности из-за плохого финансового состояния компании. Однако тем самым у Минтранса оказались развязаны руки: теперь он смог без участия других авиакомпаний, ввиду форс-мажора, просто отдать «Аэрофлоту» допуск (пока на год) к прибыльным международным рейсам «Трансаэро».

«Но это лишь небольшой кусок оставшегося пирога более чем из 140 маршрутов международных направлений, которыми обладала “Трансаэро”. “Аэрофлоту”, может быть, передадут порядка 55–56 направлений, остальные будут в свободном распределении между другими компаниями, работающими на рынке», — заверил всех министр транспорта Максим Соколов.

Все выглядит вполне законно даже с точки зрения антимонопольной службы: распределили пока только треть маршрутов, и те с «целью обеспечения непрерывности полетов». На самом деле министр недоговорил, что «Аэрофлот» заполучил пусть 56 из 156, но зато самых «вкусных» маршрутов.

«Эта цифра не должна вводить в заблуждение: “Аэрофлот” получил все 56 линий, на которые и претендовал, — говорит главный редактор “Авиатранспортного обозрения” (АТО.ру) Алексей Синицкий. — Поскольку “Аэрофлот” получил все ключевые направления, уровень монополизации российского рынка международных перевозок резко возрастает».

Другим авиакомпаниям остаются только менее перспективные и менее прибыльные регулярные рейсы.

«Что касается остальных 64 процентов освобождающихся направлений “Трансаэро”, то на них никто не претендовал и едва ли будет претендовать в ближайшие годы, поскольку речь идет о прямых рейсах из российских региональных центров, где спрос на международные перевозки очень сильно сократился», — говорит Алексей Синицкий.

«Полагаю, что крупным банкам проще списать долги “Трансаэро” в убыток и успокоиться, поскольку у них резервы на это есть, как заверили в Центробанке ранее, — говорит Роман Гусаров. — А вот мелкие кредиторы потому и нашли вариант с привлечением Филева (S7), что им надо максимально оттянуть перспективу банкротства, поскольку оно грозит и некоторым из них отзывом лицензии, не у всех же есть резервы на покрытие растущего долга».

Одним словом, и крупные банки, и само правительство могут спровоцировать банкротство других кредиторов «Трансаэро».

С 25 октября авиакомпания «Трансаэро» отменяет 103 рейса. Об этом сообщает пресс-служба Аэрофлота.

«Остальные рейсы авиакомпании «Трансаэро» 25.10.2015 предварительно выполняются по расписанию. В случае если рейсы будут отменены, колл-центр авиакомпании «Трансаэро» в обязательном порядке произведет оповещение. Для обеспечения дополнительного информирования пассажиров «Трансаэро» на главной странице сайта перевозчика заработала обновленная версия онлайн-сервиса проверки статуса бронирования http://info-services.transaero.ru/status. Теперь любой клиент авиакомпании, не обращаясь в колл-центр «Трансаэро», может уточнить статус рейса (в рамках суточного плана) и увидеть данные нового бронирования, которое было создано в случае отмены рейса. В размещенной на сайте форме необходимо внести Фамилию и имя пассажира (латиницей как в билете), номер рейса без кода UN и дату полета», — рассказали в Аэрофлоте.

 

Статья подготовлена по материалам сервисов www.aex.ru и expert.ru